ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО РЕМЕСЛА

[О ПРОЕКТЕ]
[УЧИТЕЛЬ]
[НОВОСТИ]
[ФОРУМ]
"ИСТОРИЯ КЕРАМИКИ"
[СТАТЬИ ON-LINE]
[БИБЛИОГРАФИЯ]
[ФОЛЬКЛОР]
[ССЫЛКИ]






Фольклор

Ремесло нашло отражение в творчестве всех народов. Сведения о производственной деятельности разбросаны по крупицам во многих произведениях, как народного творчества, так и трудах древних авторов. К сожалению, научных исследований по проблемам отражения ремесла в литературных и изобразительных памятниках. На этой странице предпринята попытка, хотя бы в некоторой степени восполнить этот пробел.

Уровень развития ремесла характеризует степень специализации. Вот, например, список ремесленников, обслуживавших античную модницу, из "Комедии о горшке" Плавта (250-184 гг. до н.э.). Следует, разумеется, учитывать, что для придания комического эффекта многие из перечисленных профессий выдуманы автором.

Суконщик, ювелир…и вышивальщик,
Бордюрщики, портные, завивальщики,
Бельевщики, рукавщики, мазильщики,
Красильщики: темнильщики, желтилщики,
Торговцы полотняные, башмачники,
Сапожных дел искусники, ботинщики,
Суконщики… чинильщики,
Корсетщики… покромщики.
… ………………………………………….
Шерстильщики, бахромщики, сундучники.
……………………………………………….
… красильщики-шафранщики.


Рисунок гончара из древнего Египта (V Династия). Bourriau J. Umm el-Ga'ab: Pottery from the Nile Valley before the Arab Conquest. Cambridge. 1981.

Работа ремесленника сопровождалась различными заговорами и заклинаниями, которые должны были способствовать технологическому процессу. Вот такой песней начинал свою работу древнегреческий гончар в VI-V вв. до н.э.:

Если вы денег дадите, спою, гончары, я вам песню:
Внемли молитвам, Афина! десницею печь охраняя,
Дай, чтобы вышли на славу горшки, и бутылки, и миски,
Чтоб обожглись хорошенько и прибыли дали довольно,
Чтоб продавалися бойко на рынке, на улицах бойко,
Чтоб от той прибыли жирной за песню и нас наградили.
Если ж, бесстыжее племя, певца вы обманете дерзко,
Тотчас же всех созову я недругов печи гончарной:
Эй, Разбивака, Трескун, Горшколом, Сыроглинник коварный,
Эй, Нетушим, на проделки во вред ремеслу тароватый,
Бей и жаровню, и дом, вверх дном опрокидывай печку.
Всё разноси, гончары же пусть криком избу оглашают.
Как лошадиная челюсть скрежещет, так печь да скрежещет,
Вдребезги всё разбивая, горшки, и бутылки, и миски.
Также и ты, дочь Солнца, царица колдуний, Цирцея,
Зелья им злого подбрось, чтобы с мастером дело погибло.
Также и Хирон-владыка своих пусть приводит кентавров
(Тех, что избегли десницы-Геракла и тех, что побиты):
Всё истопчите кругом, пусть с треском обрушится печка,
Пусть они с жалобным стоном на лютое бедствие смотрят,
Буду, смеясь, любоваться на жалкую долю злодеев.
Если спасать кто захочет, тому пусть голову пламя
Всё обожжет, и послужит другим его участь наукой.


Иллюстрация из книги А.Ж.Пернети (A.J.Pernety) "Словарь мифо-герметический с аллегориями, рассказами поэтов, метафорами, загадками и варварскими терминами герметических философов". Париж. 1758.

В народной культуре любовь к труду, и к ремесленному труду в том числе, воспитывалась с детства. Своеобразной формой воспитания были загадки. Вот некоторые из них, связанные с ремесленным производством (Цит. по: Загадки народов России. Сост. Т.Климова. М. 2001):

Зайду я в топотушку,
Загляну в работушку,
Стоит пузырь с побрякушкой.
Кузница

А в этой загадке очень хорошо воспроизводится трансформация, происходящая в процессе обработки чёрного металла:

Иду в воду - красен,
Выйду - чёрен.
Железо

К счастью, в современной детской литературе эта традиция сохраняется. Привожу стишок из книги О.Узоровой и Е.Нефедовой "Большая книга сказок" М. 2001:

Кузнец
Железо огненное взял
И превратил умело
В деталь бесформенный металл,
Рассыпав бисер белый.
Движенья плавны, лoвки -
Не занимать сноровки.
Для лошади подковы?
Мгновенье - и готовы.
Витают в воздухе - бом, тук,
Задорный звон стоит вокруг.
Поют железо, молот,
Умелец статен, молод.


Боковая стенка византийского ларца из слоновой кости (XII в.). Адам (справа) куёт на наковальне, Ева - раздувает мехами горн. Государственный Эрмитаж.